Школьный экзамен это один из экзаменов жизни.

Экзамен – это испытание, через которое проходят все. И наша задача  научиться справляться с этим испытанием психологически, без вреда здоровью и психики.Любое испытание связано с эмоциями. Во время экзамена мы испытываем  стресс – это интеллектуальное, физическое и психологическое напряжение.  И реакции на этот стресс тоже:

  • Мобилизирующая, концентрирующая, активизирующая все познавательные процессы. Это когда мы можем вспомнить все до мелочей – картинку, правило, № странички и т.д.
  • Паника ( растерянность, тревога, страх неудачи) и в этот момент человек способен забыть даже то что хорошо знал.

Симптомы экзаменационного стресса

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:

  • усиление кожной сыпи
  • головные боли
  • тошнота
  • «медвежья болезнь» (диарея)
  • мышечное напряжение
  • углубление и учащение дыхания
  • учащённый пульс
  • перепады артериального давления

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ:

  • чувство общего недомогания
  • растерянность
  • паника
  • страх
  • неуверенность
  • тревога
  • депрессия
  • подавленность
  • раздражительность

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ:

  • чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете
  • неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих)
  •  представление отрицательных последствий неудачи на экзамене
  • кошмарные сновидения
  • ухудшение памяти
  • снижение способности к концентрации внимания, рассеянность

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:

  • стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену
  • избегание любых напоминаний об экзаменах
  • уменьшение эффективности в учёбе в экзаменационный период
  • вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах
  • увеличение употребления кофеина и алкоголя
  • ухудшение сна
  • ухудшение аппетита

Что делать?

Сначала нужно выяснить причины,  в какие моменты я чаще тревожусь? Что является пусковым крючком? для тревоги, волнения

Причины, усиливающие экзаменационный стресс:

  1. Негативные ограничивающие установки – я не сдам, не получится, все плохо,  я ничего не помню, мне достанется сложное задание и т.д.

В данном случае стоит настраивать себя на позитивный лад,

Переформулировать установки, визуализировать позитивную картинку.

2. Ситуация неопределенности и ограничение времени. На самом деле с этим мы сталкиваемся постоянно, с  ситуацией неопределенности  мы сталкиваемся в повседневной жизни и если у вас это вызывает тревогу то нужно заранее продумывать свои действия.

Ограничение  времени  с этим сталкиваемся практически на каждом уроке, ведь сам урок имеет временные рамки, и контрольная  и самостоятельная. И здесь важно понять

  • Где я теряюсь?
  • Учиться распределять время , что сколько уходит на задания.. какого характера задания и учиться его распределять

3. Индивидуальные особенности:

по темпераменту, стилю обучения, работоспособности, модальностям.

4. Индивидуальные особенности организма и низкая стрессоустойчивость.

  • нарушение режима сна и отдыха;
  • личное отношение к экзамену

5. Физическое и интеллектуальное перенапряжение

  • интенсивная умственная деятельность;
  • нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения;

Общие рекомендации:

1. Учитесь рационально распределять время, соблюдать режим труда и отдыха

2. Учитывайте свои индивидуальные особенности при подготовке и во время сдачи экзамена.

3. Проанализируйте сложные ситуации связанные с экзаменом и попробуйте найти пути решения.

4. Освойте элементы аутотренинга. Упражнения на саморегуляцию.

Школьный экзамен лишь один из многих экзаменов жизни!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *