Не укради!

     Каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. Поэтому столкнувшись с детским воровством чаще всего мы начинаем паниковать и судорожно думать о тотальной испорченности своего ребенка, представляя его будущее исключительно криминальным, либо  подозревать у своего ребёнка наличие «воровских генов» и, как следствие, развитие клептомании.

                      Детское воровство действительно одна из самых серьёзных проблем, с которыми сталкиваются и родители и педагоги. Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое.

                 Большую роль в решении данной  проблемы играет реакция взрослых, потому что от того, какую  позицию они займут во многом зависит, повторится ли подобная ситуация.

           Давайте разберемся, что же толкает ребенка на столь неблаговидные поступки и как в таких случаях действовать взрослым.Воровство это присвоение или потребление, не принадлежащих человеку материальных или духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления  обладателя этих ценностей. 

                    «Кричащая» тема воровства имеет психологический смысл, в основе которого неудовлетворенные потребности ребенка во взаимоотношениях с родителями (в близости, внимании, совместной деятельности), что находит выражение в поступках ребенка, управляет его поведением.  Воровство является заполнением определенной пустоты,  возникающей из-за нехватки опоры, чувств, например тепла, любви, внимания.

В таких случая выделяются следующие проблемы родителей: сложности в выстраивании близких, доверительных отношений с ребенком; трудность слышать и понять его потребности, высокий уровень требовательности, при неудовлетворенных потребностях ребенка (физических, душевных, духовных, эмоциональных); попустительство по отношению к ребенку, что не помогает возникновению самостоятельности; отсутствие четких границ по отношению к ребенку.

Воровство представляет собой девиантное поведение, которое может быть обусловлено следующими факторами: индивидуальными, имеющими биологические предпосылки; психолого-педагогические, проявляющие в изъянах воспитания ; социально-психоогические, характеризующиеся неблагоприятными особенностями взаимодействия в семье, на улице, в учебной среде; личностные, проявляющиеся через отношение к нормам и ценностям; социально-экономические.

В основе девиантного поведения часто лежит нарушение родительской привязанности. Привязанность — это теплые, близкие, основанные на любви взаимоотношения между человеческими существами. Тогда воровство, можно рассматривать как способ восполнения утраченных взаимоотношений «мать-ребенок», акт агрессии и защита от страха, способ восстановления или повышения самооценки, реакция на семейную тайну. Т.е. воровство — это форма реагирования в отношениях со значимыми другими. Нереализованные эмоциональные потребности могут привести к стремлению любой ценой заслужить внимание (даже с помощью лжи, девиантного поведения), или вести к эмоциональной холодности, уходу с головой в учебу, стремлению реализоваться в любой области, кроме сферы человеческих взаимоотношений, чрезмерной привязанности к вещам в качестве компенсации теплого человеческого общения.

Детская импульсивность является одной из причин, побуждающих к воровству. В норме, произвольное поведение формируется к 6-7 годам. Если ребенок старше, а управлять импульсивностью не может, значит произвольное поведение не достаточно сформировалось.   То есть ребенок может не удержаться, спонтанно и импульсивно «взять», то что хочет, так как не может предвидеть последствия.

В младшем школьном возрасте происходит нравственное развитие, освоение социальных норм, формируется шкала ценностей, закладывается моральная основа личности. Надо ли говорить, что самыми первыми и важными «нравственными» воспитателями ребенка являются родители. Для ребенка в этом возрасте очень важно также быть принятым сверстниками. А чтоб удовлетворять свою потребность в познании, или чувствовать себя не хуже сверстников, ребенку необходимо обладать определенными ресурсами. «Взятая» вещь, в данном случае, выступает как средство самоутверждения, с целью получить благосклонность и уважение сверстников, завоевать их расположение и внимание. Воровство — это крик о помощи, попытка достучаться до взрослых, привлечение внимания негативным способом Воровство обязательно свидетельствует о психологическом неблагополучии ребёнка: либо ему  не хватает любви и внимания,  либо у него иная серьезная внутриличностная проблема.

И что же делать?  Прежде всего самим родителям осознать,что именно от них зависят перемены в поведении ребенка.Принимая ответственность на себя,меняют стратегии поведения с ребёнком (вводят систему поощрений и наказаний,отказываются от физического наказания) Несколько  сессий с психологом (в том числе совместно с ребенком) помогут сблизиться , лучше понять друг друга и наладить взаимоотношения.

Родителям :

  •  Создать безопасную обстановку, доверительную атмосферу, в которой ребенок мог бы без страха делиться своими чувствами и переживаниями со взрослыми; помочь открыто выражать свои чувства; быть честными с детьми, открытыми для контакта.  Часто ли вы говорите с деть по душам?
  • Для того, чтобы хорошо себя чувствовать не  достаточно слов «Я люблю тебя «. Любовь ощущается через поступки, а по отношению к ребенку — это такое общение, чтобы на душе у ребенка было светло, тепло, радостно и спокойно. Для того, чтобы быть эмоционально здоровым, ребенку необходимо чувствовать, что его уважают, ценят, принимают таким, какой он есть, включают в команду и защищают.
  • Эмоции показывают состояние души, подобно барометру, измеряющему атмосферное давление.  Важно заботиться о чувствах ребенка. Именно родитель несет ответственность за систему ценностей будущего взрослого человека.  Не допускать двойной морали.
  • «Эмоциональный сосуд» ребенка должен быть наполнен любовью родителей. Если сосуд пуст, появляются нарушения в поведении.
  • Уважительное отношение, принятие, уважение и безусловная любовь — необходимые компоненты для того, чтобы ребенок рос психологически здоровым.
  • Ощущение своей значимости и в семье и среди сверстников — важная потребность ребенка.                                                                                                                                                   Помните: какая бы беда ни случилась с ребенком, главное – не отворачивайтесь от него, а дайте ему шанс остаться Человеком. А если потребуется – дайте такой шанс еще раз. Именно вера в ребенка, в то, что он хочет и может быть лучше, спасёт его, остановит от рокового шага.

Хочется закончить такими словами: «Для человека, который сильно и опасно голоден, не существует других интересов кроме еды. Она ему снится, он ее вспоминает, о ней думает, ей посвящены ее чувства: только ее он воспринимает и только ее хочет.. О таком человеке можно сказать, что он жив хлебом единым». Думаю данный случай отражает эти слова А.Маслоу — вот что  происходит с ребенком,  если его потребности не удовлетворяются.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *